Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
Что надо знать о новом порядке выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР
Общероссийская общественная организация «Всероссийское общество инвалидов с ампутацией конечностей и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата «Опора»
Отделения в 51
регионе страны
Наш email:
orinva@mail.ru
Заказать звонок

Что надо знать о новом порядке выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР

Что надо знать о новом порядке выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР

 

27 октября 2023 года вступил в силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.07.2023 № 603н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации" (далее – Приказ № 603н, Порядок).

Приказ № 603н в том числе сокращает сроки принятия решения о выплате компенсации и меняет подход к определению размера компенсации на основании средневзвешенной цены однородного технического средства реабилитации (ТСР) и / или оказанной услуги. Как сказано в тексте документа, расчет средневзвешенной цены осуществляется исходя из суммы всех государственных контрактов на закупку однородных ТСР / услуг, заключенных уполномоченными органами, расположенными на территории одного и того же федерального органа, исполненных в предшествующем году.

 

В соответствии с абзацем вторым пункта 3 Порядка компенсация выплачивается инвалиду за однородное ТСР / услугу. Понятие однородности указано в статье 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которой однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов.

Порядок предусматривает определение однородности на основании характеристик ТСР / услуг, указанных в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (ИПРА). Если таких характеристик в ИПРА нет, размер компенсации определяется путем сопоставления наименования ТСР / услуги, самостоятельно приобретенного инвалидом, и вида ТСР, предусмотренного Классификацией.

Вместе с тем, виды ТСР в Классификации однородными не являются, а сама Классификация не содержит данных ни о характеристиках, ни о компонентах изделий. В этом есть определенные противоречия положений абзацев второго и четвертого пункта 3 Порядка. Данная коллизия приводит к тому, что инвалидам будет предоставляться компенсация за самостоятельно приобретенные ТСР без учета характеристик и компонентов изделий, то есть без учета однородности, что противоречит положениям Порядка.

 

В соответствии с пунктом 3 Порядка «Размер компенсации … определяется путем сопоставления характеристик, указанных в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (заключении), а в случае отсутствия таких характеристик …, путем сопоставления наименования технического средства реабилитации (изделия), самостоятельно приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет, и вида технического средства реабилитации (изделия), предусмотренных Классификацией».

ИПРА инвалида, как правило, содержит технические и функциональные характеристики средств реабилитации, удовлетворяющие индивидуальные потребности инвалида.

 

К примеру, кресла-коляски с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП (7-01-02), имеют различные характеристики, которые указываются в ИПРА, такие как: регулировка угла наклона спинки и сиденья, регулировка по высоте подлокотников и подножки, наличие подголовника, боковых опор для головы, боковых опор для тела, поясничного валика, валика или ремня для сохранения зазора между ногами, держателя для ног, ремня для пятки, нагрудного ремня, поясного ремня и других особенностей. От набора функциональных характеристик в ИПРА зависит и цена изделия (в диапазоне от 55 тыс. руб. до 360 тыс. руб. и выше).

Однако установленная, к примеру, в СКФО средневзвешенная цена на эти кресла-коляски в сумме 43 348,97 руб. не учитывает вариации их комплектации в соответствии с рекомендациями ИПРА.

 

Применительно к протезам следует отметить, что, к примеру, протез бедра модульный, в том числе при недоразвитии (8-07-10), может быть изготовлен в нескольких десятках комплектаций с различными функциональными характеристиками на основании рекомендаций ИПРА, разработанных в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 апреля 2023 г. № 342н «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации», а, следовательно, и ценой.

 

В настоящее время в рамках государственного контракта от 08.11.2023 № № 1-146 на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей, заключенного ОСФР по Псковской области, указанные изделия изготавливаются в 4 видах комплектаций по цене от 141 803,43 руб. до 849 186,06 руб. При этом в СЗФО, куда входит Псковская область, средневзвешенная цена протеза бедра модульного, в том числе при недоразвитии, установлена в размере 234 022,29 руб. без учета каких-либо функциональных особенностей.

 

Вместе с тем, ни Классификация, ни средневзвешенные цены, размещенные СФР на официальных информационных ресурсах, в нарушение требований Порядка не содержат никакой информации о технических характеристиках ТСР, а, значит, рекомендации ИПРА не принимаются во внимание при определении размера компенсации, то есть независимо от технических характеристик самостоятельно приобретённого инвалидом изделия сумма выплаты будет одинаковой.

Данный подход к определению размера компенсации не учитывает характеристики ТСР, необходимые для достижения реабилитационного эффекта в соответствии с ИПРА, что негативно отразится на реабилитационном потенциале людей с инвалидностью, включая ветеранов СВО.

 

Согласно абзацу четвертому пункта 3 Порядка размер компенсации за самостоятельно оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту ТСР также определяется путем сопоставления характеристик, указанных в ИПРА инвалида.

Однако установленный приказом Минтруда России от 26.06.2023 № 545н Порядок разработки и реализации ИПРА, выдаваемых федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, не предполагает наличия в ИПРА сведений о нуждаемости инвалида в услугах по ремонту технического средства реабилитации.

Необходимость ремонта или замены, в том числе досрочной замены ТСР, возможности и срока дальнейшего пользования ими, устанавливается медико-технической экспертизой (МТЭ) СФР, которая осуществляется в порядке, установленном Приказом Минтруда России от 30.08.2019 № 605н.

Таким образом, положения Порядка в этой части не согласуются с другими приказами Минтруда России. При определении размера компенсации в случае оплаты за счет собственных средств услуг по ремонту ТСР целесообразно установление отдельной процедуры определения объема требуемых работ в соответствии с заключением МТЭ по установлению необходимости ремонта или замены, в том числе досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, возможности и срока дальнейшего пользования ими, а также расчета размера компенсационной выплаты на основании средневзвешенных цен на однородные услуги.

 

Согласно пункту 4 Порядка «размер компенсации определяется … на основании средневзвешенной цены однородного технического средства реабилитации (изделия) и (или) оказания однородной услуги, расчет которой осуществляется исходя из суммы всех государственных контрактов на закупку однородного технического средства реабилитации (изделия) и (или) оказания однородной услуги, заключенных уполномоченными органами, расположенными на территории одного и того же федерального округа, исполненных в году, предшествующем текущему, деленной на количество закупленных по указанным государственным контрактам технических средств реабилитации (изделий) и (или) оказанных услуг».

Используемая формулировка «сумма всех государственных контрактов на закупку однородного технического средства» не совсем корректна, поскольку в рамках государственных контрактов, как правило, осуществляется закупка несколько видов технических средств реабилитации (кресло-коляски комнатные и прогулочные, протезы разных видов, подгузники разного размера и степени влагопоглощения и др.).

При этом поставка отдельных видов товаров, работ и услуг в рамках заключенных государственных контрактов фактически может не осуществляться по объективным причинам.

 

К примеру, в 2022 году региональным отделением ФСС по Республике Крым был заключен государственный контракт от 18.01.2022 № 31 на сумму 6 990 000,0 рублей, в рамках которого предусматривалась закупка 15 видов протезов, в том числе протезов при вычленении бедра модульных по цене 744 566,71 рубля, однако согласно актам приема-передачи изделий ни одного такого протеза по данному контракту изготовлено не было. Поэтому применяться для расчета средневзвешенной цены такой контракт не может.

 

В связи с этим целесообразно при расчете средневзвешенной цены однородного технического средства реабилитации (изделия) и (или) оказания однородной услуги учитывать сумму исполненных обязательств по всем государственным контрактам на закупку однородных технических средств реабилитации (изделий) и (или) однородных услуг, заключенных уполномоченными органами, расположенными на территории одного и того же федерального округа, исполненных в году, предшествующем текущему, деленную на количество фактически закупленных по указанным государственным контрактам технических средств реабилитации (изделий) и (или) оказанных услуг.

 

Анализ средневзвешенных цен, размещенных СФР на официальных информационных ресурсах, дает основания сомневаться в объективности их расчета.

Согласно данным, размещенным отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Челябинской области средневзвешенная цена изделия 08-07-13 - Протез при вычленении бедра модульный с микропроцессорным управлением составляет 3 091 259,44 руб. Предположительно уполномоченный орган считает, что на территории УФО в 2022г. закупка данного ТСР не осуществлялась / не состоялась. Вместе с тем, в 2022 году закупка данного ТСР осуществлена уполномоченным органом в Тюменской области, входящей в состав УФО (реестровый номер контракта: 1720202942122000087). Цена изделия составила 2 707 770 руб., обязательства по данному контракту исполнены в полном объёме, антидемпинговые меры в отношении закупки не применялись. Таким образом, в соответствии с Приказом № 603н размер компенсации за изделие 08-07-13 должен составлять 2 707 770 руб., а не 3 091 259,44 руб.

В ЮФО средневзвешенная цена протеза при вычленении бедра модульного (8-07-11) установлена в размере 336 963,45 рубля. По данным ЕИС в сфере закупок, в 2022 году в указанном федеральном округе осуществлялась закупка данного вида протезов на основании 7 государственных контрактов (ГК), которые исполнены в полном объеме. Только к двум из них не применялись антидемпинговые меры, поэтому именно они в соответствии с абзацем шестым пункта 4 Приказа № 603н могут быть использованы для расчета средневзвешенной цены указанного вида протезов:

  • ГК РО ФСС по Республике Крым от 18.01.2022 № 31 на сумму 6 990 000,0 рублей, рамках которого предусматривалась закупка 15 видов протезов, в том числе протезов при вычленении бедра модульных по цене 744566,71 рубля, однако ни одного такого изделия по контракту не было изготовлено;
  • ГК Астраханского РО ФСС от 28.03.2022 № 140 на сумму 711 100,00 рублей для закупки одного протеза при вычленении бедра модульного, который и был изготовлен в установленные сроки.

Таким образом, исходя из положений пункта 4 Приказа № 603н, средневзвешенная цена за протез при вычленении бедра модульный будет составлять 711 100,00 рублей, что в 2 раза выше установленной средневзвешенной цены в ЮФО.

 

На основании анализа содержания Приказа №603н и практики определения средневзвешенных цен на ТСР Общероссийской общественной организацией инвалидов «Опора» подготовлены предложения по доработке документа и порядка его применения, которые направлены в различные органы для обсуждения и принятия мер.

 

Члены сообщества в регионах продолжают изучать проблемы, возникающие при реализации Приказа №603н.

Если у вас возникли вопросы, напишите нам на электронную почту (orinva@mail.ru), в whatsapp (+7-985-810-12-77) или позвоните по телефону 8-800-250-26-17 (звонок бесплатный, в рабочие дни с 8 до 17 часов по МСК).

 

Возникли вопросы?

ОСТАВЬТЕ ЗАЯВКУ НА БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Допускается свободное копирование и воспроизведение информации, размещенной на официальном сайте Общероссийской общественной организации инвалидов «Опора», при условии указания ссылки на источник такой информации (в сетевых СМИ – гиперссылки на соответствующую интернет-страницу с уникальным сетевым адресом). При переходе по гиперссылкам, размещенным на сайте, на внешние по отношению к www.oporarus.ru информационные ресурсы пользователь покидает интернет-представительство Общероссийской общественной организации инвалидов «Опора». Редакция сайта не несет ответственности за достоверность сведений, составляющих внешние по отношению к www.oporarus.ru информационные ресурсы, а также за актуализацию и периодичность обновления соответствующей информации в их составе.

Наш Адрес:
143930, Московская область, город Балашиха, микрорайон Салтыковка, квартал Зворыкино, дом 30
Телефон:
Яндекс.Метрика