Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
На сайте Парламентской газеты не так давно появилась публикация «Инвалидам хотят упростить возврат денег за купленные средства реабилитации»
Телефон:

На сайте Парламентской газеты не так давно появилась публикация «Инвалидам хотят упростить возврат денег за купленные средства реабилитации»

На сайте Парламентской газеты не так давно появилась публикация «Инвалидам хотят упростить возврат денег за купленные средства реабилитации».

«Опора» попыталась разобраться, насколько грядущие изменения облегчат жизнь тем, кто по разным причинам вынужден приобретать технические средства реабилитации самостоятельно.

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов уже обсуждается подготовленный Минтруда РФ проект приказа «О внесении изменений в Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н».

Проектом приказа предусмотрено, что граждане с инвалидностью или их представители смогут без личного обращения в Фонд социального страхования РФ подать заявление о предоставлении (ремонте или замене) техсредств реабилитации и протезов через личный кабинет на сайте госуслуг с приложением некоторых электронных документов. Эта процедура станет более понятной и регламентированной.

Вместе с этим проект приказа существенно меняет порядок определения размера компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги.

Какие же товары и услуги являются однородными?

В Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При этом идентичными являются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (часть 13 ст. 22 Федерального закона № 444-ФЗ»).

Действующий Порядок предусматривает выплату компенсации в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг.

Понятие аналогичного товара закреплено в п.1 части 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и понимается как товар, который по своему функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам полностью идентичен другому товару, или в отсутствие такого полностью идентичного товара товар, имеющий характеристики, близкие к характеристикам другого товара.

Таким образом, понятие однородных товаров и услуг значительно шире понятия идентичности и аналогичности.

По сути, его использование при определении размера компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации повлечет нарушение прав инвалидов на возмещение понесенных расходов. Это связано с тем, что действующая классификация технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, утвержденная Приказом Минтруда России от 13.02.2018 № 86н, положенная в основу разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, не содержит функциональных и технических характеристик технических средств реабилитации, в частности, протезно-ортопедических изделий.

Приведём пример.

Региональным отделением Фонда социального страхования РФ проведена закупка, к примеру, протезов голени модульных, в том числе при недоразвитии, в трех модификациях по цене от 61 617,44 рубля до 139 925,96 рубля. Все эти протезы отнесены к одному виду технического средства реабилитации по классификации – 8-07-09.

В случае самостоятельного приобретения инвалидом протеза голени модульного, в том числе при недоразвитии (8-07-09), размер положенной ему компенсации будет определяться по наименьшей стоимости однородного товара, то есть протеза голени модульного, по результатам последнего исполненного госконтракта. Больше, чем на 61 617,44 рубля инвалид рассчитывать не сможет.

Такой подход не учитывает технических и функциональных особенностей изделия и индивидуальных реабилитационных потребностей инвалидов, ведет к искусственному занижению суммы компенсации, а, следовательно, нарушению прав инвалидов.

По этому же принципу будет определяться и предельная стоимость единицы отдельного вида товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата (Постановление Правительства РФ от 29.04.2021 № 678 «Об утверждении Правил определения предельной стоимости единицы отдельного вида товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств федерального бюджета и бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации»).

«Опора» уже не раз обращала внимание Минтруда России на необходимость нормативного закрепления в Приказе от 31.01.2011 № 57н «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации» принципа сопоставления комплектации и функциональных характеристик приобретенного инвалидом технического средства реабилитации (протезно-ортопедического изделия) с техническим средством реабилитации (протезно-ортопедическим изделием) аналогичной комплектации, приобретенным уполномоченным органом в установленном порядке.

Однако до настоящего времени Минтруд так и не принял мер по недопущению занижения размера указанной компенсации, созданию условий для учета индивидуальных реабилитационных потребностей инвалидов при их обеспечении техническими средствами реабилитации.

Бездействие Минтруда России, игнорирование прав и потребностей инвалидов вынуждает нас обратиться в Генеральную Прокуратуру РФ с просьбой обязать ведомство доработать проект приказа в части уточнения порядка определения размера указанной компенсации по результатам последней по времени осуществления уполномоченными органами закупки идентичного технического средства реабилитации и (или) оказания идентичной услуги, а также закрепления принципа сопоставления комплектации и функциональных характеристик приобретенного инвалидом технического средства реабилитации (протезно-ортопедического изделия) с техническим средством реабилитации (протезно-ортопедическим изделием) аналогичной комплектации, приобретенным уполномоченным органом в установленном порядке.

Возникли вопросы?

ОСТАВЬТЕ ЗАЯВКУ НА БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Наш Адрес:
143930, Московская область, город Балашиха, микрорайон Салтыковка, квартал Зворыкино, дом 30
Телефон:
Яндекс.Метрика