8 апреля в столице собрались представители большинства регионов, в которых представлена «Опора» - у делегатов была возможность принять участие в Конференции лично или присоединиться в онлайн-формате. Собрав необходимый кворум для принятия решений по вопросам повестки дня, делегаты принялись за их обсуждение.
Первый заместитель Председателя «Опоры» Наталья Гайворонская, поприветствовала участников и напомнила, что традиционная встреча делегатов призвана подвести итоги работы в прошедшем 2024 году, обсудить проблемы, с которыми сталкиваются граждане с инвалидностью по всей стране, и пути их решения, определить приоритеты деятельности на текущий 2025 год.
Как отметила Наталья Гайворонская, в прошедшем году основная работа велась по нескольким направлениям:
-
реализация проекта социально-психологической реабилитации через экстремальные виды спорта «В команде с «Опорой», в который активно включались участники СВО;
-
участие в разработке нормативных актов, регулирующих вопросы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе обеспечение ТСР;
-
проведение мониторинга практики применения законодательства, анализ проблемных вопросов, возникающих при разработке инвалидам новой ИПРА в целях уточнениях характеристик ранее рекомендованных ТСР;
-
контроль по вопросам обеспечения ТСР с использованием электронного сертификата в части правильности определения стоимости единицы ТСР, а также финансовой обеспеченности самих электронных сертификатов;
-
проведение общественного мониторинга соблюдения законодательства в сфере занятости инвалидов трудоспособного возраста и обеспечения их приема на работу;
-
работу по защите прав и интересов членов Организации, в том числе в судах;
-
прием и обработку обращений граждан - за 2024 год их было принято 449, что на 8,5 % больше, чем в предыдущем.
Делегаты положительно оценили деятельность Организации в 2024 году, а также единогласно проголосовали за утверждение приоритетных направлений деятельности в 2025 году, а именно:
-
Реализация проекта социально-психологической реабилитации инвалидов через экстремальные виды спорта «В команде с «Опорой», в том числе вовлечения в его мероприятия участников СВО;
-
Укрепление сотрудничества с филиалами Государственной поддержки участников СВО «Защитники Отечества»;
-
Проведение мониторинга практики реализации законодательства в части комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов), повышение правовой грамотности членов Организации;
-
Развитие партнерских отношений с органами государственной власти и бизнес-сообществом, общероссийскими общественными организациями инвалидов в реализации уставных задач.
В числе вопросов повестки для обсуждался вопрос уплаты взносов членами «Опоры». Как и в предыдущие годы, было принято единогласное решение не взимать членские взносы с участников Организации в 2025 году.
В рамках Конференции обсуждались изменения, которые в течение предыдущего года произошли в нормативных законодательных актах РФ, регулирующих вопросы реабилитации инвалидов и практике их применения. Так, например, в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:
-
исключены положения, касающиеся трудовых гарантий инвалидов;
-
уточнен понятийный аппарат, расширены основные направления комплексной реабилитации и абилитации (добавлены понятия протезно-ортопедической помощи, ранней помощи, социокультурной реабилитации), перераспределены полномочия по комплексной реабилитации и абилитации между федеральными и региональными органами власти, установлены целевые реабилитационные группы инвалидов для применения стандартов оказания реабилитационных услуг и оценки эффективности реабилитации;
-
введено понятие реабилитационной организации, сопровождаемого проживания, социальной занятости, установлен порядок разработки и утверждения стандартов оказания реабилитационных услуг, уточнен порядок разработки и реализации ИПРА, сбора и анализа данных о проведенных реабилитационных мероприятиях;
-
в статье 11 исключено право инвалидов на получение компенсации в случае самостоятельного приобретения им технического средства реабилитации, рекомендованного индивидуальной программой реабилитации или абилитации. Норма вступила в силу с 1 января 2025 года.
По поводу последнего пункта Наталья Гайворонская отметила, что «Опора» выступила против данных изменений по нескольким причинам:
- реабилитация должна быть непрерывной, а получение ТСР в рамках госконтрактов занимает длительное время;
- объем госзакупок составляет около 30% от годовой потребности инвалида в ТСР;
- финансовая необеспеченность выпущенных электронных сертификатов в течение длительного времени (3 и более месяца);
- количество точек реализации ТСР по электронным сертификатам распределяется в регионах страны неравномерно, каждая точка продажи, как правило, специализируется на конкретных видах средств реабилитации.
По мнению «Опоры», форма обеспечения ТСР путем их самостоятельного приобретения с последующей выплатой компенсации будет невостребована тогда, когда другие механизмы (получение по госконтракту или приобретение по электронному сертификату) будут полностью удовлетворять реабилитационные потребности инвалидов без каких-либо издержек. И даже в этом случае нет необходимости лишать инвалидов нормативно закрепленного права на получение компенсации в случае самостоятельного приобретения технических средств реабилитации.
Совместно с ВОРДИ было направлено письмо в Госдуму РФ и Генпрокуратуру РФ с предложением выйти с инициативой о сохранении в законодательстве права этой категории граждан на получение компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР до момента объективного улучшения ситуации с обеспечением ТСР.
Еще одним важным вопросом, рассмотренным на Конференции, стали результаты мониторинга в сфере занятости инвалидов трудоспособного возраста. Мониторинг проводился по инициативе Администрации Президента РФ. По его результатам было выявлено, что более 50% инвалидов трудоспособного возраста не осуществляют трудовую деятельность, а большинство работающих - осуществляют трудовую деятельность без оформления трудовых отношений, что в большинстве случаев влечет нарушение прав граждан.
В числе причин такой ситуации - недостаточная мотивация инвалидов и непривлекательность вакансий для этой категории граждан, в том числе по установленным в соответствии с законодательством квотам. К тому же, при трудоустройстве по направлению службы занятости инвалиды сталкиваются с отказами работодателя в приеме на работу, а некоторые работодатели даже откровенно говорят о неготовности к повышенной ответственности и дополнительным проблемам, возможным при приеме на работу инвалида. И даже реализуемых органами исполнительной власти субъектов РФ мер по трудоустройству инвалидов, в том числе на квотированные места, а также созданию рабочих мест для инвалидов в большинстве случаев недостаточно для решения проблемы.
В связи с этим, по итогам мониторинга в адрес Администрации Президента РФ специалистами «Опоры» были направлены предложения по разработке комплекса мероприятий:
-
по снижению неформальной занятости инвалидов, повышению их мотивации на трудоустройство с оформлением трудовых отношений и сохранением (повышением) уровня дополнительных социальных выплат;
-
по повышению привлекательности квотированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, установления заработной платы по профессиям в рамках квоты на уровне оплаты труда по аналогичным профессиям, по которым квоты не установлены;
-
по проведению мониторинга закрепляемости инвалидов на квотированных рабочих местах, средней продолжительности их работы, удовлетворенности условиями для осуществления трудовых функций с целью анализа востребованности и определения процента фактической занятости установленных квот;
-
по анализу реализуемых программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных инвалидов с целью создания условий для профессионального обучения инвалидов, не имеющих основного общего образования или нуждающихся в обучении по адаптированным программам, а также сопоставления перечня дополнительных профессиональных программ с перечнем актуальных вакансий и справочником востребованных профессий;
-
по анализу уровня закрепляемости на рабочем месте граждан, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам с целью оценки эффективности этой меры поддержки зарегистрированных в качестве безработных граждан и востребованности направлений программ профессионального обучения и переподготовки, обоснованности бюджетных затрат на эти цели;
-
по совершенствованию системы осуществления регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с целью получения объективных данных о реальной ситуации в данной сфере, характере, причинах и последствиях выявленных нарушений, оценки эффективности применяемых мер административной ответственности к работодателям.
Следующим пунктом, рассмотренным в рамках Конференции, стали проблемные вопросы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации с использованием средств электронных сертификатов. Делегаты в процессе обсуждения отметили, что основными проблемами на сегодняшний день являются:
1) отсутствие денег на электронном сертификате;
2) занижение цены ЭС, рассчитанной без учета характеристик ТСР, указанных в ИПРА;
3) ответственность инвалида как заказчика за выбор поставщика / изготовителя ТСР, подбор изделия согласно рекомендациям ИПРА и реабилитационным потребностям, заключение договора на поставку / изготовление ТСР, выполнение договорных обязательств, качество принимаемых изделий, объем гарантийных обязательств;
4) частичная доплата собственных средств за ТСР;
5) проблемы с возвратом неподошедших ТСР, которые относятся к медицинским изделиям;
6) проблемы с проведением гарантийного ремонта ТСР.
Делегаты на примерах разобрали частные случаи, поделились опытом решения проблем граждан, обратившихся по вопросам, связанным с получением изделия по электронному сертификату, и результатами работы региональных отделений в этих случаях. По итогу обсуждения было предложено:
1) довести до членов Организации информацию о рисках и правовых последствиях при приобретении ТСР с использованием электронных сертификатов;
2) организовать с членами Организации разъяснительную работу о правах и обязанностях сторон при заключении договоров о приобретении (изготовлении) дорогостоящих ТСР, оказание им помощи в разрешении конфликтных ситуаций;
3) направить в адрес Минтруда России, Генеральной прокуратуры РФ информацию о фактах нарушений прав инвалидов при приобретении ТСР с использованием электронных сертификатов, нецелевом и неэффективном использовании бюджетных средств, а также о необходимости формирования системы контроля, в том числе общественного, за качеством приобретаемых изделий, их соответствием рекомендациям ИПРА.
Сергей Скерсь, председатель Регионального отделения Свердловской области, в свою очередь, рассказал об опыте работы Регионального отделения по проведению мероприятий в рамках проекта социально-психологической реабилитации через экстремальные виды спорта «В команде с «Опорой».
Сергей рассказал об особенностях организации таких мероприятий. Например, как важно проводить такие спортивные события с точки зрения реабилитации инвалидов, в том числе, с привлечением их близких – соответственно, очень важно продумать сопутствующие активности, чтобы интересно было всем участникам разного возраста. Уделить внимание грамотному расположению зон, расписанию активностей, чтобы избежать различного вида неудобств, создать благоприятную и непринужденную атмосферу для общения и так далее.
И самое главное – важно привлекать к организации таких мероприятий партнеров на разных уровнях – от администрации до представителей бизнеса и других общественных организаций. Такое сотрудничество всегда помогает достигать лучших результатов. При этом, Сергей отметил, что каждый раз, когда он обращался по вопросам сотрудничества и помощи к кому-либо – его просьбы всегда были встречены положительно. Делегаты с воодушевлением обсудили выступление Сергея, а всем, кто планирует организовать подобные мероприятия в своем регионе, была предложена всесторонняя помощь в их подготовке и реализации.
Прошедшая Конференция в очередной раз доказала, что малых и больших положительных изменений можно достичь только сообща. И чем больше мы обмениваемся опытом между собой и делимся им с партнерами, заинтересованными в улучшении жизни граждан с инвалидностью в целом, тем быстрее можем достичь нужного результата!
Сила – в нашем единстве, партнерстве, взаимопомощи и поддержке. Поэтому сделаем все возможное, чтобы и в 2025 году наше сообщество «Опора» становилось все больше, расширяя свои возможности для помощи гражданам с инвалидностью по всей стране!