Инвалидам не доплачивают за самостоятельно приобретенные
технические средства реабилитации
Из разных регионов в «Опору» за разъяснениями обращаются инвалиды, которые в 2021 году не получили в полном объеме компенсацию за самостоятельно приобретенные протезно-ортопедические изделия.
Наиболее сложная ситуация сложилась в Краснодарском крае. Председатель Регионального отделения Алексей Егоров разбирался в причинах.
Как выяснилось, сотрудниками Краснодарского регионального отделения ФСС был нарушен порядок выплаты компенсации. Ее размер определялся на основании последнего исполненного госконтракта, в рамках которого были приобретены протезно-ортопедические изделия одного вида и наименования в нескольких комплектациях с разными усредненными функциональными характеристиками и широком диапазоне цен. Например, протезы голени модульные, в том числе при недоразвитии, в семи комплектациях от 146,3 тыс. рублей до 376,5 тыс. рублей за штуку, а протезы бедра модульные, в том числе при недоразвитии, в шести модификациях стоимостью от 152,6 тыс. рублей до 315,6 тыс. рублей.
В ходе изучения документов, представленных инвалидами, отмечено, что ими приобретались протезно-ортопедические изделия, описания которых содержатся в последнем исполненном госконтракте. При определении размера положенной им компенсации специалистами ФСС не сопоставлялось описание технических и функциональных характеристик изделий, в результате чего размер компенсации был установлен по наименьшей стоимости изделия того же вида и наименования в исполненном госконтракте.
Однако такой подход применяется не ко всем инвалидам. Есть те, кому расходы за самостоятельно приобретенные протезно-ортопедические изделия возмещены ФСС в полном размере с учетом аналогичности их комплектации в последнем госконтракте.
Субъективность решений специалистов ФСС ставит инвалидов в неравные условия и создает коррупционные риски при принятии решений о размере компенсации, когда одному инвалиду за приобретенный протез выплачивают по наименьшей стоимости изделия того же вида и наименования в последнем госконтракте, а другому – по наибольшей не зависимо от функциональных характеристик.
Инвалиды Краснодарского края активно выражают свое недовольство ситуацией, в том числе в средствах массовой информации (https://www.kuban.kp.ru/daily/28339/4484892). Региональным отделением Краснодарского края «Опоры» инвалидам оказана помощь в подготовке обращений в адрес Краснодарского регионального отделения Фонда и Центрального аппарата ФСС, прокуратуры и в суд.
К сожалению, аналогичная картина характерна для многих субъектов РФ.
На нарушения в практике применения Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации «Опора» уже обращала внимание надзорных органов, в том числе Генеральной прокуратуры РФ. Согласно полученной информации, Минтруда России подготовлен проект приказа, предусматривающий внесение изменений в Порядок в части определения размера компенсации по стоимости однородных технических средств реабилитации и услуг, «обладающих характеристиками, максимально приближенными к характеристикам самостоятельно приобретенного инвалидом технического средства реабилитации». Генеральной прокуратурой РФ «оснований для применения мер прокурорского реагирования в настоящее время не усматривается».
Для проведения проверки в Генпрокуратуру РФ направлены выявленные факты нарушения прав инвалидов Краснодарского края при получении компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации.
Будем следить за разрешением этого вопроса.
Если вы столкнулись с аналогичной проблемой, напишите нам на электронную почту (orinva@mail.ru) или позвоните по телефону 8-800-250-26-17.